Контакты

e-mail: info@oiru.org

Хроника вандализмов. Мартиролог

А.В.Чекмарев, А.В.Слезкин Опубликовано в сборнике «Русская усадьба», №12 (28). -  М.: «Жираф», 2006. С. 822-840

"Мартиролог (от греческого martys, martyros - мучение) - сборник повествований о христианских мучениках (вид церковной литературы, распространенный в средние века); в переносном значении - повествование о пережитых страданиях и мучениях, перечень пострадавших, замученных, погибших"

В нашем случае Мартиролог – перечень погибших памятников усадебной культуры. В первом выпуске помещены краткие сведения и фотографии утраченных архитектурных сооружений из 15 усадеб, расположенных в разных регионах России и на Украине. Это произведения разных эпох и стилей, неодинаковые по своему художественному уровню и историко-культурному значению, но с общей трагической судьбой. Памятники публикуются в хронологическом порядке.

ТРОИЦКОЕ (ЛЮБУТСКОЕ)

В глухом бездорожье на окраине нынешней Калужской области находится село Троицкое (Ферзиковский район), в прошлом называвшееся Любутским. В этом месте на берегу Оки в средневековье существовал город Любутск (Любуцк). Полагают, что сам он мог находиться на левом (московском) берегу Оки, тогда как на территории села Троицкого существовало укрепленное городище с погостом, являвшееся своеобразным форпостом московских и калужских войск. От древних времен в Троицком давно уже ничего не осталось.

Не уцелел в нем, к сожалению, и более поздний памятник - Троицкий храм, бывший украшением села до 1941 г. Время его постройки точно не известно. Встречаемая в старых публикациях ранняя дата – 1684 г. сомнительна, поскольку архитектура церкви явно относится к группе вотчинных храмов, возведенных по заказам лиц из окружения Петра I на рубеже 17-18 вв., по крайней мере, после возвращения в Москву Великого посольства (1697-1798 гг.). У Троицкой церкви в Любутском обнаруживается почти точный аналог – сохранившаяся Никольская церковь в подмосковной усадьбе Троекурово (сейчас в черте Москвы), построенная на средства бояр Троекуровых в 1699-1706 гг.

Сейчас трудно сказать, какой из двух схожих памятников являлся оригиналом, а какой репликой. Возможно, оба воспроизводили единый проект, имевший явно европейское происхождение. Нам неизвестен заказчик Троицкой церкви. «Калужская энциклопедия» упоминает, что в 1703 г. в нее Демидовыми был перенесен престол церкви Петра и Павла. Возможно, к строительству храма действительно имел отношение основатель династии горнопромышленников Н.Д.Демидов, как раз тогда вошедший «в силу».

Архитектура огромного (выше 20 м) здания была чрезвычайно интересна. Храм представлял собой купольную ротонду, окруженную еще одним внешним кольцом стен, в котором располагались два боковых придела, Никольский и Покровский. Снаружи выступающие по сторонам света ризалиты с полукруглыми фронтонами придавали почти круглому в плане зданию вид крестообразного объема. Общая композиция и все элементы фасадного убранства отличались подчеркнутым монументализмом. Детали - оконные наличники, карнизы, порталы – были выполнены в сдержанных формах североевропейского барокко. От своего подмосковного аналога любутская церковь отличалась, видимо, более грубой и обобщенной трактовкой декоративных элементов. Неизвестно также, венчала ли ее когда-нибудь глава в виде короны, каковая имелась первоначально на храме в Троекурове. Колокольня Троицкого церкви, вероятно, относилась ко второй половине 19 в. С нею памятник запечатлен на фотографиях начала 20 столетия. В ходе военных действий в 1941 г. он был взорван советскими войсками. Так был утрачен ценнейший пример вотчинного храмостроительства раннего петровского времени.

ИЛЬИНСКОЕ

Заметная потеря – церковь в усадьбе Ильинское Кольчугинского района Владимирской области. К сожалению, забытый памятник даже не попал в обзорную статью первого тома свода памятников Владимирской области. Вводный очерк обычно призван показать эволюцию архитектуры региона, в т.ч. и на примерах утраченных зданий. Получается, что храм в Ильинском оказался полностью вычеркнут из истории русской архитектуры. Сведения, которые удалось почерпнуть о нем из немногих источников, очень скудны. Село Ильинское в 17 в. принадлежало дворянскому роду Стромиловых, затем отошло к Нелединским. В 1678 г. владельцем значился стольник С.П. Нелединский. Затем в 18 в . село с возникшей в нем усадьбой перешло к дворянам Ильиным, а от них снова к Стромиловым. Сегодня в Ильинском стоят руины большого усадебного дома, построенного во второй половине 18 в. Сохранился также регулярный липовый парк. Точная дата постройки Ильинской церкви неизвестна. По стилистическим признакам ее можно отнести к началу, а с поправкой на провинцию и к середине 18 в. Это было очень оригинальное сооружение, композиционно близкое храмам нарышкинского стиля. Монументальный двухэтажный четверик с полукруглой апсидой завершался тремя поставленными друг на друга восьмериками. Высокий объем был крайне скупо декорирован, подчеркивая почти крепостную суровость в архитектурном образе. Судя по фотографиям, Ильинский храм-башня производил сильное впечатление и выделялся на фоне памятников своего круга. Впоследствии, вероятно, в конце 18 в., к церкви пристроили трапезную и колокольню. Их появление нарушило первоначальную столпообразную композицию здания, добавив почти равную ему по высоте вертикаль колокольни. Редкий памятник был разрушен довольно поздно, где-то в 1960-е гг. Сейчас на его месте стоит монумент жителям села, погибшим в войну.

НИЖНИЕ ПРЫСКИ

Теперь мало кто помнит огромный усадебный дом в селе Нижние Прыски Козельского района Калужской области. Он стоял прямо у дороги, соединяющей Калугу с Козельском и Оптиной пустынью. Сейчас в Прысках осталась только церковь, расположенная внизу, ближе к реке Жиздре. Здешняя усадьба была отстроена во вт. пол. 18 в. капитаном В.Н.Ртищевым, затем принадлежала Бахметевым и Кашкиным, в т.ч. декабристу С.Н.Кашкину и его сыну Н.С.Кашкину, петрашевцу, близкому другу Ф.М.Достоевского. Писатель неоднократно бывал в гостях у Кашкиных.

Внушительных размеров барский дом «в три жилья» царил над округой. Можно представить, какие из его окон открывались виды на долину Жиздры и Оптину пустынь на противоположном берегу. Архитектура здания принадлежала раннему классицизму, любившему плоский фасадный декор со строгими наличниками. Однако по духу это был тяжеловесный барочный «дом-сундук», к тому же выгнутый в плане едва заметным полукружием. Главный трехэтажный объем колоннадами (возможно, более поздними) соединялся с флигелями. Очевидно, дом в Прысках принадлежал к наиболее крупным каменным домам в усадьбах 1760-1770-х гг. В одном ряду с ним следует упомянуть сохранившийся главный дом усадьбы Гончаровых в Полотняном заводе той же Калужской губернии. Его фасады оформлены похожим образом, но общая композиция проще и размеры скромнее. Так что утрата столь примечательного памятника перехода от барокко к классицизму, как дом усадьбы Ртищевых-Кашкиных, весьма существенна. В начале 1930-х гг. здание уже было брошено и разрушалось. Доломали его где-то перед войной. Сейчас только рытвины и куски кирпичной кладки фундаментов указывают место погибшего дворца.

ГОЛОВКИНО

В селе Головкино Ставропольского уезда Симбирской губернии (ныне на территории Старомайнского района Ульяновской области) находилась одна из самых богатых усадеб Поволжья, принадлежавшая во второй половине 18 века старшему из «екатерининских орлов» графу И.Г. Орлову.

Огромное имение было пожаловано ему в 1764 г. Екатериной II за участие в перевороте, приведшем императрицу к власти. Прежде землями владели петровский вице-канцлер Г.И. Головкин и его потомки. Им село обязано своим названием. И.Г. Орлов рано вышел в отставку и почти безвыездно проживал в приволжской усадьбе. В 1767 г. во время своего путешествия по Волге Орлова в Головкине посетила государыня. В 19 в. усадьба перешла во владение дворян Наумовых. Основные постройки усадьбы были возведены при И.Г. Орлове - дворец «готической архитектуры» и Вознесенская церковь, освященная в 1785 г.

Храм представлял собой почти точное повторение Владимирской (Никольской) церкви (1778-1780 гг.) в усадьбе Отрада-Семеновское В.Г. Орлова, младшего из братьев Орловых. Оба незаурядных по архитектуре двухэтажных храма явно возводились по одному проекту, связываемому в литературе с именем К.И. Бланка. Судя по фотографиям 1930-х гг., церковь в Головкине не была впоследствии искажена пристройкой боковых приделов (как в Отраде) и сохраняла первоначальный облик с изысканной декорацией фасадов в стиле раннего классицизма. Памятник представлял интерес в качестве показательного примера архитектурных пересечений в усадебном строительстве одной семьи. Несмотря на продолжающие регулярно появляться новые публикации об усадьбе Отрада-Семеновское, погибшая усадьба в Головкине и ее постройки остаются совершенно неизвестными. Они были снесены перед тем, как в 1956 г. Головкино попало в зону затопления Куйбышевского водохранилища.

МАРЬИНКА

Подмосковная усадьба Марьинка Бутурлиных (Ступинский район Московской области) достаточно хорошо известна специалистам. Ее архитектурные сооружения справедливо относят к наиболее интересным образцам «готического» стиля конца 18 в. в Подмосковье. Оригинальный по композиции конный двор с зубчатыми башнями неоднократно сравнивали с постройками В.И. Баженова и М.Ф. Казакова. Баженову приписывали и возможное авторство в отношении этого и других зданий в Марьинке. Комплекс усадьбы сохранился далеко не полностью. Утрачен главный дом, театр и множество малых архитектурных форм – гроты, беседки, ворота и т.д. Причем, как водится, исчезло это все, в том числе, и из нашей памяти. Поэтому обнаруженная нами старая фотография въездных ворот марьинской усадьбы, как представляется, заслуживает публикации в рамках «Мартиролога». Точных сведений о времени разрушения ворот не имеется, вероятно, это произошло еще до войны. Они представляли собой эффектное сооружение с четырьмя «замковыми» башнями, украшенными в верхних ярусах ажурными колонками и шпилями. Обилие белокаменных деталей на краснокирпичном фоне и причудливый силуэт с перекинутой через проезд аркой сближали ворота с аналогичными постройками в Царицыне, прежде всего с Хлебными воротами (в галерее между Большим дворцом и Хлебным домом). Среди «готических» парковых украшений в русских усадьбах ворота в Марьинке были одним из лучших.

АЛЕКСАНДРОВСКОЕ

Хорошим образцом архитектуры раннего классицизма была церковь Александра Свирского в селе Александровском (Волоколамский район Московской области). Находившаяся здесь усадьба до конца 19 в. принадлежала дворянам Рахмановым, а затем владельцу соседней большой усадьбы в Белой Колпи князю М.В.Шаховскому. Сейчас в Александровском сохранились только остатки парка. Храм был возведен в 1779 г. на средства статской советницы А.Г.Рахмановой. Стройное по пропорциям центрическое здание с четырьмя портиками венчала купольная ротонда с главкой на высоком барабане. На неоштукатуренных кирпичных стенах контрастно читались ордерные формы. Стилистически памятник был близок к произведениям московской архитектурной школы, прежде всего, к постройкам М.Ф.Казакова. В 1913 г. прихожане по причине тесноты церкви и отсутствия при ней достойной звонницы решили пристроить с западной стороны притвор и кирпичную колокольню. Сохранившийся проект с архитектурной точки зрения не выдерживает никакой критики. Нарисованная на нем колокольня утилитарна и совершенно некрасива. В процесс вмешалась Императорская археологическая комиссия, посчитавшая, что пристройка искажает первоначальный облик памятника. Комиссия предлагала приходу построить отдельно стоящую колокольню «в стиле самой церкви». В 1915 г., однако, выяснилось, что мнение Комиссии было проигнорировано, и уродливая колокольня все же была возведена. Странно сегодня читать архивную переписку о защите от вмешательств памятника, которого давно уже нет. Александро-Свирская церковь вместе с новой колокольней была снесена в 1930-х гг.

УШАКОВО

Не существует давно и Знаменская церковь в селе Ушаково бывшего Каширского уезда Тульской губернии (ныне Ясногорский район Тульской области). Она была выстроена в усадьбе князей Вадбольских в конце 18 в. и принадлежала к кругу двухколоколеннных церквей. В трапезной на надгробной плите существовала надпись, подтверждающая захоронение в 1811 г. тела жены храмоздателя княгини Вадбольской. Это то немногое, что известно о храме и его заказчиках.

Не обладавший выдающимися архитектурными качествами памятник, тем не менее, имел собственный своеобразный облик. Над основным объемом высилось ярусное завершение с венчающим пирамидальный силуэт шпилем. Две колокольни на западном фасаде имели изысканное оформление в виде арочных проемов звона с полуколоннами, фронтонами на консолях и рустом на скругленных углах. В прорезанных люкарнами фигурных завершениях чувствовались отголоски барокко. Вид храма на старой фотографии искажен нелепыми пристройками лестницы и тамбура при входе, совершенно заслонившими западный фасад. Сведений о времени и обстоятельствах утраты Знаменской церкви у нас не имеется. Жаль, что достойный памятник ушел, так и не будучи исследованным.

Огромные потери в 20 в. понесли усадьбы Левобережной Украины, имеющие исключительное значение для культурного наследия России. Исторически связанные с Россией, принадлежавшие и обустраивавшиеся представителями высшей знати, украинские усадьбы перед революцией были ценнейшими сокровищницами искусства и быта екатерининских и александровских времен – дворянского «золотого века». Здесь были сосредоточены великолепные дворцово-парковые ансамбли Разумовских, Румянцевых, Безбородко, Скоропадских, Тарновских и других именитых фамилий. К сожалению, до наших дней дошло далеко не все. Несколько следующих публикуемых памятников отражают лишь малую часть утрат на Украине.

ЯГОТИН

В Яготине (Киевская область) в 1790-е гг. графом К.Г.Разумовским и его сыном Алексеем был создан масштабный дворцово-парковый ансамбль, стоявший в одном ряду с другими малороссийскими резиденциями этой богатейшей фамилии. Для строительства (и, видимо, проектирования) заказчиками был привлечен архитектор А. Менелас. В 1790-х гг. в Яготине возвели дворец, службы, разбили парк. В 1800 г. завершили строительство Троицкой церкви на торговой площади, обошедшееся Разумовским в 45 тысяч рублей. Храм в виде ротонды, окруженный оградой, в которую с западной стороны была встроена оригинальная звонница с воротами, принадлежал к лучшим памятникам классицизма на Украине. Общей композицией и деталями Троицкая церковь напоминала творения Н.А. Львова, например, его ротонды в Валдае, в селе Александровском (под Петербургом) или в Никольском-Черенчицах. Проект действительно мог принадлежать самому Львову. Возможно и то, что его исполнил Менелас, находившийся под воздействием произведений своего успешного современника и работавший в той же палладианской стилистике. Церковь была снесена в 1936 г. Сейчас в рамках украинской программы по восстановлению утраченных святынь Троицкий храм возводится заново. Пока рано говорить, насколько точно новодел будет соответствовать погибшему памятнику.

ЛИНОВИЦА

В усадьбах Левобережной Украины было немало очень качественных памятников классицизма. Украшением многих дворянских гнезд являлись храмы, порой очень интересные по типологии, свидетельствующие о влиянии первоклассных зодчих эпохи. К таковым можно было отнести изысканную Успенскую церковь в усадьбе Линовица (Прилукский район Черниговской области). Усадьба с екатерининских времен принадлежала графам Бальменам. В 1796 г. здесь был выстроен дом в классическом стиле, а в 1819 г. - храм. Здание центрической композиции с трех сторон (кроме восточной) имело портики тосканских колонн. Над серединой высилась купольная ротонда с круглыми окнами в барабане. Постройка была гармонично скомпонована. Ее отличали найденные пропорции и хорошая прорисовка ордерных форм. Все свидетельствовало об участии профессионального архитектора. Та же стильность присутствовала и в интерьере. Иконы для иконостаса писались в петербургской Академии художеств. Памятник пережил и войну, и волны гонений на церковь в 1930-е и 1960-е гг. Совершенно непонятным образом его уничтожили в самом конце советской эпохи, в 1985 г. Просто снесли. Дом погиб гораздо раньше. Сейчас от усадьбы Бальменов мало что осталось.

СОКИРЕНЦЫ

Другая черниговская усадьба Сокиренцы (Ичнянский район), напротив, неплохо сохранилась и широко известна. Этот архитектурно-парковый ансамбль считается одним из высших достижений классицизма на Украине. Сохранился величественный дворец, служебные постройки, парк с беседкой, ограда с воротами. Но мало кто сейчас помнит об утратах, понесенных этой внешне благополучной усадьбой. В советское время была разрушена церковь Св. Варвары, построенная в конце 18 в. Ее возвел тогдашний владелец усадьбы Г.И. Галаган. Представителям этого известного украинского рода Сокиренцы принадлежали более двух веков, до революции. Храм был выдержан в стиле классицизма 1780-1790-х гг., лаконичного и в то же время изящного, с выверенными пропорциями и тонко исполненными деталями. Судя по фотографии, он принадлежал к центрическим постройкам с крестообразной структурой и скруглениями между ветвями креста. Над храмом возвышался полусферический купол на широком барабане. По стилю памятник принадлежал к кругу произведений Д. Кваренги или Н.А. Львова, будучи при этот достаточно своеобразным. Внутреннее убранство было выдержано все в том же стиле екатерининского классицизма. Любопытен был иконостас в виде триумфальной арки с четырьмя колоннами. Он несколько напоминал такие яркие произведения в этой области, как иконостас церкви в Новой Романовке (то же в Черниговской губернии, см. публикацию в Хронике вандализмов).

Помимо церкви в Сокиренцах были разрушены часовня с пятью башнями-куполами, по виду построенная в 1830-40-е гг. в несколько суховатых формах николаевской «готики»; а также эклектичная усыпальница Галаганов, возведенная во второй половине 19 в. Таким образом, «церковно-мавзолейная» тема в нынешних Сокиренцах совершенно отсутствует, давая искаженное представление об усадьбе.

НИКОЛЬСКОЕ-НА-ЧЕРЕМШАНЕ

Полностью стерта с лица земли усадьба Никольское-на-Черемшане Симбирской губернии (ныне Ульяновской области). Теперь такого населенного пункта не существует. На его месте плещутся воды Куйбышевского водохранилища. Фотографии донесли до нас облик дворянской усадьбы, занимавшей важное место в истории русской культуры. С 1820 г. Никольское принадлежало семье писателя В.А. Соллогуба. Здесь же прошли детские годы писателя Д.В. Григоровича. Еще ранее, при помещике Н.А. Дурасове в начале 19 в. в Никольском действовал один из первых в губернии крепостных театров. Облик усадьбы и ее жизненный уклад колоритно описал С.Т. Аксаков в своем произведении «Детские годы Багрова-внука»: «В богатом селе Никольской, принадлежащем помещику Дурасову, посередине большой площади, с двух сторон застроенной порядками крестьянских изб, стояла каменная церковь, по-тогдашнему новейшей архитектуры. Каменный двухэтажный дом, соединяющийся сквозными колоннадами с флигелями, составлял одну сторону четырехугольного двора с круглыми башнями по углам. Все надворные строения служили как бы стенами этому двору; бесконечный старый сад, с прудами и речкою, примыкал к нему с одного бока; главный фасад дома выходил на реку Черемшан...». Панорама ансамбля со стороны реки запечатлена на фотографии 1939 г. Классицистический дом с флигелями еще цел, но храм уже лишился колокольни. В первоначальном виде церковь зафиксирована на более раннем фотоснимке 1930-х гг. Это был интересный образец классицизма, относящийся, видимо, к началу 19 в. В 1950-е гг. перед затоплением усадебные постройки окончательно разрушили.

ЯЗЫКОВО

Только старый парк сегодня отмечает место еще одного из культурных гнезд Поволжья - усадьбы Языково Симбирского уезда Симбирской губернии (ныне Карсунского района Ульяновской области). Усадьба, носившая ранее название «Богородское», с конца 17 в. и до революции принадлежала дворянскому роду Языковых. В 1810 г. здесь была построена Владимирская церковь, а в 1827 г. – деревянный барский дом в стиле классицизма. Дворовый и парковый фасады были оформлены четырехколонными портиками. Со стороны парка дом возвышался над каменной террасой с устроенным внутри гротом. Строителем дома был П.М. Языков, старший брат поэта Н.М. Языкова. Радушные хозяева принимали в усадьбе многих известных гостей – поэта Д.В. Давыдова, фольклориста П.В. Киреевского, А.С. Пушкина, который дважды приезжал в Богородское в 1833 г. Имевший значительную мемориальную ценность дом Языковых сгорел в 1922 г., позднее была разрушена церковь. Сейчас местные энтузиасты приводят в порядок усадебный парк, в поселке создан музей «Усадьба Языковых».

БУЧАЛКИ

Не сохранился и ампирный барский дом в усадьбе Бучалки Епифаского уезда Тульской губернии (ныне Кимовского района Тульской области). Село с начала 17 в. принадлежало боярам Прозоровским, а от них в 1720 г. перешло к князьям Голицыным. В петровское время Бучалки были во владении князя И.А. Голицына и его супруги «князь-игуменьи Всешутейного всепьянейшего собора» А.П. Голицыной. В середине 18 в. здесь была построена церковь. Ее руины стоят и по сей день. Главный дом в усадьбе был возведен в 1840-х гг. при князе М.Ф. Голицыне. Деревянное здание своим видом напоминало ампирные особняки послепожарной Москвы. Центр фасада был украшен мезонином и шестиколонным портиком. Стены были искусно оштукатурены «под камень». Памятник давно не существует. Ныне его фундаменты пока еще различимы неподалеку от церкви.

ВАСИЛЬЕВСКОЕ (ПРИВОЛЖЬЕ)

Нелепая утрата 1960-х гг. – ансамбль усадьбы Самариных Васильевское на Волге (ныне поселок Приволжье Самарской области). Это была одна из крупнейших и вместе с тем немногих усадеб в отдаленном от Центральной России регионе. Статья о владельцах Васильевского публикуется в настоящем сборнике. Известно, что главный дом спроектировал начинающий тогда московский архитектор М.А. Дурнов (впоследствии – автор театра Ш. Омона на Триумфальной площади и вокзала в г. Муроме). Это было внушительное трехэтажное здание эклектичной архитектуры с бельведером в форме восьмерика, перекрытого куполом. Неоштукатуренные краснокирпичные фасады, суховатая и однообразная декорация делали дом несколько похожим на промышленные и хозяйственные постройки того времени.

Позволим себе подвергнуть сомнению приводимую в статье датировку дома 1885 годом, поскольку в то время Дурнов являлся еще 18-летним студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Вероятнее, что строительство было осуществлено в самом конце 1880-х гг., как указывает М.В. Нащокина . 1891 годом датируется выполненный Дурновым проект иконостаса церкви в Васильевском, также не сохранившейся. Известно, что Дурнов проектировал для имения Самариных также и служебные постройки.

В конце 1960-х гг. усадьба Самариных попала в зону затопления Куйбышевского водохранилища. Все ее основные постройки были по указанию властей снесены. Однако, по иронии судьбы, вода туда не дошла…

МГА

Замыкает скорбный перечень утрат одно забытое произведение петербургского архитектора А.П. Вайтенса, появившееся почти перед самой революцией. Никольская церковь в имении княгини Юсуповой на реке Мге (ныне пос. Мга Кировского района Ленинградской области) была выстроена вчерне в 1910 – 1913 гг., а отделка ее затянулась до 1917 г. В эти же годы Вайтенс занимался отделкой дворца Юсуповых на Мойке. Храм был спроектирован явно под воздействием творчества одного из лидеров неорусского стиля – А.В. Щусева. Его архитектурный образ, эпичный и строгий, напоминал известный щусевский храм Сергия Радонежского на Куликовом поле. Но при этом Никольская церковь являлась вполне самостоятельной оригинальной постройкой. Любопытно была решена апсида: ее тройное основание перекрывалось общим широким поясом-карнизом с новгородско-псковским орнаментом из бегунца и квадратных нишек. Судя по плану, иконостас имел дугообразную форму и был как бы вогнут в алтарь. Церковь просуществовала совсем недолго и была разрушена в годы войны.

© Общество изучения русской усадьбы 2010-2024