1925 год
Покровское-Стрешнево. Господский дом. С открытки 1920х гг. |
---|
Весной 1925 г. Общество избрало новый состав правления. В него вошли: В.В.Згура (председатель), Б.П.Денике (заместитель председателя), Г.А.Новицкий (ученый секретарь), Ю.А.Бахрушин (казначей), Г.В.Жидков, Н.М.Черемухина, А.Н.Греч. Учеными секретарями комиссий стали: В.М.Лобанов (Экскурсионно-экспедиционная), Д.М.Банин (Библиографическая), В.А.Адольф (Картографическая), Г.В.Жидков (Фотографическая)16.
Обложка путеводителя "Подмосковные музеи". Вып.2 1925г. |
---|
Экскурсии, организованные Обществом в 1924 г., пользовались большой популярностью. Поступали заявки на проведение их и в новом сезоне. Правление поручило Экскурсионно-экспедиционной комиссии разработать план общедоступных поездок. "План летних экскурсий на 1925 год, устраиваемых Обществом изучения русской усадьбы" был отпечатан как издание ОИРУ. Брошюру оформили аналогично прошлогоднему "Плану...", однако объем увеличен до 48 страниц. Экскурсии проводились с 3 мая по 27 сентября. В основном это были новые места, где сохранились художественные памятники: Быково, Яропольцы, Гребнево, Никольское-Гагарино, Знаменское-Губайлово и другие. Исключением явилось повторное посещение Марфина, которое лежало на пути к еще не осмотренным усадьбам. Было запланировано "несколько обзоров усадебных музеев, сохранивших полностью прежнее внутреннее убранство" (Никольского-Урюпина, Абрамцева, Муранова, Вифании, что близ Троице-Сергиевой лавры), а также осмотр театра в Архангельском, дома-музея П.И.Чайковского в Клину. Кроме того, планировались экскурсии для ознакомления с некоторыми природными достопримечательностями Подмосковья, в том числе с усадьбой Горенки, "речная усадебная экскурсия". Всего за сезон были осмотрены 37 объектов. Среди руководителей экскурсий, помимо уже известных, встречаем новые имена: В.А.Мамуровский, А.И.Некрасов, Н.А.Пустоханов, А.Н.Свирин, Н.М.Черемухина.
Титульный лист путеводителя "Подмосковные музеи". Вып.4 1925г. |
---|
Большой заслугой ОИРУ явилась подготовка серии путеводителей "Подмосковные музеи" (М.; Л., 1925) под редакцией И.Лазаревского и В.Згуры, выпущенных государственным издательством в шести книгах тиражом 3000 экземпляров каждая. В путеводители включены описания 13-ти наиболее значительных подмосковных усадеб и бывшей Троице-Сергиевой лавры, ставшей крупным музеем архитектуры, живописи и декоративно-прикладного искусства. По выпускам материал расположен следующим образом: 1. "Кусково" (В.Згура), "Останкино" (Г.Жидков), "Театр в Останкине" (В.Сахновский); 2. "Архангельское" (А.Греч), "Николькое-Урюпино" (С.Торопов), "Покровское-Стрешнево" (А.Греч); 3. "Остафьево" (А.Греч), "Мураново" (Г.Чулков, Н.Тютчев), "Абрамцево" (М.Урениус); 4. "Ольгово" (Ю.Анисимов), "Дубровицы" (А.Греч); 5. "Сергиевский историко-художественный музей. Б. Троицкая лавра. Корбуха. Вифания" (А.Свирин); 6. "Царицыно" (В.Згура), "Кузьминки" (А.Греч), "Суханове" (В.Згура). Написанные на хорошем профессиональном уровне и с учетом результатов последних исследований, книги серии "Подмосковные музеи" были рассчитаны на читателей, знакомых с историей русской культуры. Однако помещенный в конце каждого выпуска алфавитный указатель всех встречающихся в тексте специальных терминов и выражений, фамилий художников и архитекторов с краткой характеристикой их творчества сделал путеводители доступными значительно более широкому кругу экскурсантов. Книги имеют удобный формат (13x18 см), единый стиль внешнего оформления: графически строгая обложка работы А.Н.Баранского у каждого выпуска окрашена в свой цвет. Значительно количество иллюстраций, в том числе запечатлевших утраченные впоследствии характерные усадебные интерьеры. Большая работа, выполненная искусствоведами — членами ОИРУ, была буквально с восторгом принята критикой. Так, в рецензии Н.Щербакова отмечено, что "путеводители дают полное представление и о всей совокупности того сложного, что называется "усадьба", и об отдельных частях, входящих в состав этого целого, и о художественно-композиционных приемах для получения стройного единства в неразрывном слиянии стилей построек со стилем природы. Описания свидетельствуют о хорошей школе, изощренном вкусе и больших знаниях, примененных к памятникам великого художественно-исторического значения, для коих авторы нашли и новые интересные данные, и соответствующий вдумчивый стиль изложения"17.
Суханово. Дом причта. С открытки 1920х гг. |
---|
Материалы, опубликованные в "Подмосковных музеях", сразу и прочно вошли в научное обращение. Сохранилось до наших дней и культурно-просветительское значение большинства из этих путеводителей. Из трудов ОИРУ они, пожалуй, наиболее известны и любителям подмосковной старины.
Под названием "Искусство в усадебном быту" в 1925 г. Общество выпустило план экскурсий на зиму 1925-1926 гг. Участие в этих экскурсиях могли принять все желающие.
В конце 1925 г. Картографическая комиссия ОИРУ приступила к сбору материала для составления историко-художественной карты Московской губернии, которая должна была стать первой отечественной художественно-топографической работой.
16 Общество изучения русской усадьбы (ОИРУ) // Вся Москва: Адрес, и справ, кн. на 1926 год. Отд. 2. М., 1925. С. 374. Без подп. Разд. паг.
17 Щербаков Н. [Рец. на кн.: Подмосковные музеи: Путеводители / Под ред. И.И.Лазаревского и В.В.Згуры. Вып. 1-6. М.; Л., 1925] // Печать и революция. 1925. Кн. 7. С. 293-294.