Контакты

e-mail: info@oiru.org

Содержимое библиотеки
Издание Управления музеями-усадьбами и музеями-монастырями Главнауки НКП. ОСТАФЬЕВО ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ АВТОРОВ СТАТЕЙ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В СБОРНИКАХ «РУССКАЯ УСАДЬБА» № 1-10/17-25. А.Н. ГРЕЧ_Венок усадьбам_Петровское
А.Н. Греч Греч.Венок усадьбам. Оглавление. Библиотека ОИРУ
А.Н. ГРЕЧ: Венок усадьбам. Ильинское А.Н. ГРЕЧ: Венок усадьбам. Усово А. ГРЕЧ: Уборы
А. ГРЕЧ: Введенское А. ГРЕЧ: Ершово А. ГРЕЧ: Кораллово
А. ГРЕЧ: Рождествено А. ГРЕЧ: Сватово А. ГРЕЧ: Никольское-Урюпино
А. ГРЕЧ: Степановское А. ГРЕЧ: Знаменское-Губайлово А. ГРЕЧ: Архангельское
А. ГРЕЧ: Покровское-Стрешнево А. ГРЕЧ: Волоколамский уезд А. ГРЕЧ: Яропольцы
А. ГРЕЧ: Степановское-Волосово А. ГРЕЧ: Старица А. ГРЕЧ: Торжок
А. Греч: Никольское Греч: Арпачёво Греч: Раёк
Греч: Углич Греч: Ольгово Греч: Марфино
Греч: Вёшки Греч: Михалково Греч: Средниково
Греч: Кусково. Останкино Греч: Ахтырка Греч: Абрамцево
Греч: Мураново Греч: Саввинское Греч: Глинки
Греч: Горенки Греч: Пехра-Яковлевское Греч: Троицкое-Кайнарджи. Фенино. Зенино
Греч: Перово Греч: Кузьминки Греч: Москва-река
Греч: Царицыно Греч: Быково Греч: Остров
Греч: Ока Греч: Ясенево Греч: Знаменское
Греч: Константиново Греч: Ивановское Греч: Остафьево
Греч: Французская книга в русской усадьбе Греч: Музыка в русской усадьбе Греч: АРХАНГЕЛЬСКОЕ
Греч: Обращение в Тверской музей Л.Вайнтрауб. С.Гаврилов: Село Подлипичье. Волкова Н., Гаврилов С..: Село Пересветово, Дмитровского района
Барон Н.Н.Врангель: Старые усадьбы. Очерки истории русской дворянской культуры Ермолаев М.М.: Неизвестный Остров ЗГУРА В.В.: КОЛОМЕНСКОЕ. ОЧЕРК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ И ПАМЯТНИКОВ
Иванов Д.Д.: ИСКУССТВО В РУССКОЙ УСАДЬБЕ Иванова Л.В.: Вывоз из усадеб художественных ценностей Лукьянов Н.: Исторические усадьбы: путь к возрождению?
Михайлова М.Б.: Усадьба как ключевой элемент градостроительной композиции (XVIII — первая треть XIX в.) Нащокина М. В.: Московская «Голубая роза» и крымский «Новый Кучук-Кой» Нащокина М. В.: Неоклассические усадьбы Москвы
Рысин Л.П., Ерёмкин Г.С., Насимович Ю.А.,Лихачёва Э.А.: КОСИНО Полякова М.А.: РУССКАЯ УСАДЕБНАЯ КУЛЬТУРА КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН Ратомская Ю.: Скульптуры Александра Триппеля в Яропольце
Сивков К. В.: ПОКРОВСКОЕ-СТРЕШНЕВО. ОЧЕРК ТОРОПОВ С. А.: АРХАНГЕЛЬСКОЕ ТЮТЧЕВ Н.И.: МУРАНОВО
УРЕНИУС М.: АБРАМЦЕВО Источники по истории русской усадебной культуры. РГГУ и О-во изучения русской усадьбы. - Ясная поляна., М., 1997 В.И. ТОЛСТОЙ.: Вступительное слово
С.О. ШМИДТ.: Послание к участникам конференции Э.Г. ИСТОМИНА, М.А. ПОЛЯКОВА.: Русская усадебная культура: проблемы и перспективы В.Ф. КОЗЛОВ.: Наследие подмосковной усадьбы в контексте государственной политики 1920-х годов» (Обзор материалов московских архивов: ГАРФ и ЦГАМО)
М.Ю. КОРОБКО.: К проблеме определения и эволюции понятия «русская усадьба» (в порядке дискуссии) А.В. РАБОТКЕВИЧ.: Документы Управления по охране недвижимых памятников истории и культуры Министерства культуры России как источник по истории и современному состоянию усадебных комплексов Московской области А.И. ФРОЛОВ.: Подмосковные усадьбы: источники для каталога
Д.Н. АНТОНОВ, И.А. АНТОНОВА.: Источники генеалогических реконструкций крестьянских семей (на примере Ясной Поляны) Л.В. ИВАНОВА.: Воспоминания и семейная переписка как источник по истории усадьбы (на примере рода Самариных) Л.А.ПЕРФИЛЬЕВА.: Материалы о владельцах Зубриловки и Ясной Поляны - опыт сравнительного анализа
О. ШЕВЕЛЕВА.: Усадебный быт конца XIX - начала XX вв. в воспоминаниях современников (на примере усадьбы Михайловское) И.К. ГРЫЗЛОВА.: Изобразительные фонды музея-усадьбы «Ясная Поляна» как источники усадебного быта (из истории комплектования) А.А. АРОНОВА.: Графика начала XVIII в. как источник представлений о ранних усадьбах Петровского времени
Е.Э. СПРИНГИС.: Архитектурная графика XVIII - XIX вв. - источник по изучению усадебного строительства гр. Н.П. Шереметева Т.Н. АРХАНГЕЛЬСКАЯ.: Книга великого князя Николая Михайловича в личной библиотеке Л.Н. Толстого Г.В. АЛЕКСЕЕВА.: Из истории яснополянской библиотеки (шучно-библиографическое описание книг на иностранных языках)
Т.Т. БУРЛАКОВА.: Тульские усадьбы, связанные с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого (материалы свода «толстовских» памятных мест) О.В. ЯХОНТ.: О забытом памятнике Льву Николаевичу Толстому Д.Н. ТИХОНОВА.: Неизвестное описание имения Ясная Поляна (июнь 1911 г.)
С.А. МАЛЫШКИН.: Источники по истории подмосковной усадьбы в 1812 г. (на примере усадьбы кн. Хованских «Воскресенское») Издание Управления музеями-усадьбами и музеями-монастырями Главнауки НКП. ОСТАФЬЕВО Людмила ПЕРФИЛЬЕВА: Ноев ковчег переходного периода
Юбилейная конференция ОИРУ "Русская усадьба как явление отечественной и мировой культуры" Сергей Гаврилов: Как правоохранительные органы борются с преступностью? (Об усадьбе Коломенское) Сергей Гаврилов: Территория Коломенского
Сергей Гаврилов: О церкви Вознесения в Коломенском

АБРАМЦЕВО

В ряду других подмосковных Абрамцево занимает особое место. Эта небольшая помещичья усадьба не может похвалиться ни особо выдающейся архитектурой, ни произведениями великих мастеров, ни воспоминаниями о былой пышности и великолепии своих владельцев. Весь интерес Абрамцева сосредоточивается на той культурной жизни, которая била в нем ключем на протяжении многих десятилетий, начиная с 40-х годов прошлого века. Здесь оставили свой след два течения русской общественной, литературной и художественной мысли, два. поколения талантливых людей, группировавшихся вокруг Аксакова и Мамонтова, попеременно владевших Абрамцевым. Неизвестно отдаленное прошлое Абрамцева. В Аксаковской комнате теперешнего Абрамцевского музея можно видеть план сельца Абрамцева екатерининских времен с указанием его принадлежности роду Головиных. Известно, что С. Т. Аксаков купил его у неких Невядомских; год покупки-1844-определяется датой под неизданных стихотворением самого Аксакова, описывающего эту покупку (автограф хранится в той же комнате музея). Абрамцево не было доходным имением с прекрасно поставленным хозяйством. Сам Аксаков в упомянутом выше стихотворении говорит:
"Конечно, много нет дохода,
Да здесь не о доходах толк".

Это была удобная и живописная подмосковная, куда на летние месяцы переезжала многочисленная семья Аксаковых. Все ее члены принадлежали к числу образованнейших людей своего времени. Абрамцевский дом является свидетелем жизни этой культурной и талантливой семьи с ее глубокими запросами и большим образованием, с ее патриархальным укладом, домашним уютом и широким хлебосольством; он сохранил и до сих пор в своих стенах остатки этого ушедшего от нас быта.

Старик Аксаков, всю жизнь тяготевший к литературе и театру, и сыновья его, ярые славянофилы, привлекали сюда интересных людей того времени. Здесь бывали и гостили Хомяков, Самарин, братья Киреевские, Погодин, Загоскин, Щепкин, Тургенев, Гоголь. Абрамцево было свидетелем поздней литературной славы Аксакова. На старости лет, главным образом, под влиянием Гоголя, он выступил с большим успехом на литературном поприще. Здесь им написаны, или вернее продиктованы дочери: "Записки об ужении рыбы" (1847 т.}, "Записки оружейного охотника Оренбургской губернии" (1852 г.), "Рассказы и воспоминания охотника" (1855 г.), "Семейная хроника" 1856 г.) и "Детские годы Багрова-внука" (1858 г.).

Особенно подолгу здесь живал Гоголь, имевший даже собственную комнату (в мезонине, окно на двор). 18 августа 1849 г. он читал здесь по рукописи первую главу II тома "Мертвых душ".

После смерти старика Аксакова в 1859 году его друзья не посещают более Абрамцева; дом пустеет, жизнь в нем замирает на долгие годы, чтобы возродиться позже, но уже по новому и при новых владельцах.

В 1870 г. имение покупает С. И. Мамонтов и оно делается центром художественной жизни. Савва Иванович Мамонтов принадлежал к числу образованных представителей московского купечества, сыгравших известную роль в культурной жизни России второй половины XIX в. и сменивших собою прежних меценатов-дворян. Сам певец, скульптор и музыкант, Мамонтов умел создать в своем доме художественную атмосферу, заразить всех своим воодушевлением, побудить к дружной совместной работе. При нем Абрамцево является свидетелем перелома в развитии того течения русского искусства, которое получило название "народничества", когда от строгого и трезвого искусства 60-х годов, бичующего общественные язвы и относящегося пренебрежительно к художественной форме, замечается поворот к индивидуализму и идеализму.

Всех, собиравшихся в Абрамцевском доме в 70-х и 80-х годах, объединяет большой интерес к народу и его старине, к его воззрениям, влюбленность в его искусство, искание художественной правды и красоты. Здесь подолгу живал Репин; в Абрамцеве им : написаны "Крестный ход" и "Проводы новобранца", этюды к ним и портреты Мамонтова; здесь же сделан первый набросок картины "Запорожцы" (в Третьяковской галлерее хранится акварель "Запорожцы" с датой: "Абрамцево, 26 июль 1888 г."), Виктор Васнецов, от типичных передвижнических картин из жизни петербургского чиновничества, уходит в народную старину-им написаны здесь "Три царевны", "Богатыри", "Каменный век". Нестеров подолгу живет здесь и пишет этюды. Несомненно, что под влиянием археологических и исторических увлечений Абрамцевского кружка Апполинарий Васнецов обращает свое внимание к старой Москве.

Сергей Коровин пишет здесь много этюдов с натуры, увлекаясь типами странников и богомольцев. Его этюд "В рабочей блузе" пожертвован С. И. Мамонтовым Третьяковской галлерее. В Абрамцевском музее находится исполненный акварелью вариант его картины "К Троице", хранящийся в Третьяковской галлерее.

Большую роль сыграло Абрамцево в жизни Серова, который попал сюда 10-летним мальчиком, подолгу жил здесь в детстве и в юности и испытал на себе благотворное влияние этого кружка, сумевшего заметить и поддержать его талант. Его Абрамцевский альбом содержит много интересных рисунков и портретов того времени. В Остроуховской галлерее висит его "Зима в Абрамцеве", в Третьяковской-"Прудик", написанный здесь же. Наконец, в столовой Абрамцевского дома Серов писал в 1887 г. "Девочку с персиками" (портрет Б. С. Мамонтовой), в доме уцелела вся обстановка этой картины, вплоть до фигуры военного- кустарной игрушки из Сергиева Посада, раскрашенной Серовым. В 90-х годах здесь бывал Врубель, очень интересовавшийся гончарной мастерской Мамонтова. Он увлекался керамикой, дававшей большой простор его богатой и причудливой фантазии. В доме есть печь и лежанка из изразцов, исполненных по его эскизам и им самим вылепленных. Перенесенная позднее в Москву эта Мастерская продолжает привлекать к себе скульпторов и художников; здесь, кроме Врубеля, работают Матвеев, Судейкин, Андреев, Головин; здесь сделаны по эскизам Врубеля громадная картина "Принцесса Греза", украшающая ныне здание 2-го Дома Советов на Театральной площади и боковые фризы для того же здания работы Головина.

Абрамцево притягивало к себе всех талантливых художников того времени; кроме упомянутых выше, здесь часто бывали и работали: Поленов, Суриков, Остроухов, К, Коровин, Якунчикова, Антокольский, Неврев, Кузнецов, Киселев; рядом с домом была выстроена специальная мастерская для приезжающих друзей-художников.

Интерес к народной старине и искусству повлек Мамонтовский кружок в деревню. В поисках образцов для своего творчества, художники объездили Московскую и соседние губернии. Все 80-е и 90-е годы шло собирание предметов народного быта, носящих на себе следы чистого народного творчества, хранящиеся сейчас в Абрамцевском музее.

Для крестьян Мамонтовым строится больница, читальня-библиотека, школа, при ней столярная мастерская, имеющая целью помочь беднейшим кустарям, дать их детям техническую подготовку. Общий дух в кружке Мамонтовых и их друзей наложил свой отпечаток и на это их начинание. Стоявших во главе мастерской Е. Г. Мамонтову и художницу Е. Д. По-ленову не могло удовлетворять создание простых рыночных вещей; их художественная натура требовала большего. В учениках, кроле технических навыков, развивали и художественный вкус; в основу всего производства мастерской было положено имеющееся в доме собрание произведений народного творчества. В работе, кроме Е. Д. Поленовой, принимали участие В.Д. Поленов, В. Васнецов и сын Мамонтовых Андрей Саввич. Создается тип Абрамцевской мебели, разного рода шкапчиков, полочек, скамеек и пр. Материальный рост мастерской обеспечивает ее влияние не только в своей округе, но и по всей России, художественные круги приветствуют возрождение народного творчества, вытесняемого фабричным производством. Так, Абрамцево становится не только культурно-просветительным центром для окружающих деревень, но и художественным центром для всей кустарной России. К его голосу прислушиваются все крупные кустарные организации, его произведения являются образцами истинного вкуса, глубокого понимания народного творчества. И только после смерти Е. Д. Поленовой и Е. Г. Мамонтовой, с упадком мастерской слабеет эта культурная связь. Абрамцево сыграло роль и в развитии театрального искусства. С. И. Мамонтова всегда тянуло к сцене и к артистам; в его доме часто устраивались спектакли, в которых принимали участие все друзья, вносившие в это дело свои обычные художественные приемы. В 1882 году была поставлена на домашней сцене "Снегурочка" Островского по эскизам Б. Васнецова (эскизы приобретены Третьяковской галлереей) и в костюмах, сшитых под руководством Е. Д. Поленовой по образцам, частью взятым из Абрамцевского музея, частью специально привезенным из Тульской губернии. В 1883 году С. И. Мамонтов основывает в Москве "Частную оперу", рядом художественных постановок положившую начало новой эпохе в истории русского театра. Прежние шаблонные типы декораций заменяются талантливыми картинами, условные костюмы - подлинными, художественными; к работе в театре привлекаются Левитан, В. Васнецов, К. Коровин, Янов, В. Поленов, Е. Поленова, позднее Врубель, Головин. Вместе с живописью на сцене оживает и игра артиста. Шаляпин бросает казенную сцену и переходит в Мамонтовский театр, чтобы работать здесь вместе с художниками, дать ряд своих художественных образов, показать связь своей игры и пения со всей постановкой. Искание художественной правды заражает и художественные круги и публику; новое веяние проникает всюду, даже и на рутинную сцену тогдашних казенных театров. Наряду с этим начинается постоянное тяготение художников к театру; декоративная живопись занимает определенное место в русском искусстве. Таково многостороннее значение Абрамцева.
ДОМ

Время постройки дома и имя его строителя неизвестны; он уже существовал в год покупки Абрамцева Аксаковыми. Своим внешним видом он представляет мало интересного; это - серый, деревянный, средней руки помещичий дом, типа 40-х годов, с мезонином и двумя фасадами, одним более сухим и парадным, выходящим двумя крыльцами на двор, и другим, более интимным, с террасой в парк. Первоначальная симметрия дома нарушена пристройкой, сделанной Мамонтовыми в начале 70-х годов. Несколько раз перестраивалась терраса; последняя переделка относится к 1915 году. Б остальном сохранился внешний облик Аксаковских времен. Вход со двора через правое крыльцо.
Первая комната

Входящий в дом попадает прежде всего в полутемную комнату. Тут интересны 2 программы домашних спектаклей, работы А. В. Прахова (левая) и В. Д. Поленова (правая).
Кабинет Аксакова

Вторая комната-кабинет С. Т. Аксакова. В ней сохранились вещи, принадлежавшие лично Аксакову-диван, письменный стол, на нем альбом с его автографами, подсвечник, зонтик для глаз; остальная мебель тоже Аксаковская и перешла к Мамонтовым вместе с домом. Портреты: матери Аксакова (в простенке), дочерей и сыновей его, а также их друзей, бывавших в доме. Несколько видов Казани, где Аксаков учился в гимназии. Над диваном фотографические снимки с рисунков Дмитриева-Мамонова, тонкого рисовальщика второй половины XIX века, портреты старика Аксакова, его детей и друзей. На стене у входа-план Абрамцева XVIII века и рисунок Б. Васнецова "Максимыч"-портрет старого слуги Аксакова, оставшегося в Абрамцеве и при Мамонтовых.
Столовая

Третья комната-и у Аксаковых и у Мамонтовых была столовой. Мебель, частью Аксаковых, частью Мамонтовых. Правая стена от входа: -этюды Поленова (внизу) и Апол. Васнецова (рядом с дверью); в углу-ваза работы Серова (Мефистофель); на той же стене дальше-В. Васнецов-этюд нижнего пруда, послуживший пейзажем в его картине "Аленушка", в углу у окна-майолика из Абрамцевской мастерской. Стена против окон: Серов-натюрморт; Суриков- "Дорога на Хотьково"; на камине-майолика работы Врубеля,-экран перед ним-Врубеля, рамка-Аксаковских времен; за камином-панно и два морских пейзажа (внизу налево)-Врубеля; 4 этюда богомольцев- С. Коровина; ларец-итальянской работы XVI века, бюст Пирогова-работы Репина. Левая стена-верхний ряд-4 картины Peпина (портреты Мамонтовых, цветы, пейзаж); под ним 5 картины Остроухова с видами Абрамцева и Сурикова) - "Флоренция" в углу- игрушка Сергиева посада, выкрашенная Серовым.

Стена с окнами: в простенках бюсты Поленова и В. Васнецова работы Мамонтова; затем бюсты Репина и Мамонтова, лепивших друг друга; афиша "Снегурочки", работы Остроухова; юмористическая программа домашнего спектакля "Черный тюрбан" с участием Серова, работы В. Васнецова.
Гостиная

Четвертая комната-гостиная. Мебель налево от входа (Жакоб) привезена Мамонтовыми, зеркала и остальная Аксаковых. У задней стены: скульптура Антокольского: Христос. Петр великий, Спиноза; портреты-Б. С. Мамонтовой, раб. Кузнецова и два- старинные неизвестных художников. На правой стороне-миниатюрные портреты предков Мамонтовых.
Пятая комната

В этой комнате - вся мебель Аксаковых. Над диваном - акварели Е. Д. Поленовой; на столе - ее альбомы, среди них интересны акварельные иллюстрации к сказке "Война грибов" и рядом-они же изданные Сытиным. На стене против окон-в середине картина Е. Д. Поленовой (св. Екатерина), кругом - этюды В. Д. Поленова. Скульптура - копии с произведений Лукаделла Робиа и Донателло, привезенные из Италии.
Шестая комната

Мебель в шестой комнате — из соседнего сгоревшего имения Ахтырки. На стенах-рисунки и портреты, характеризующие жизнь Абрамцевского кружка; среди них: портрет С. И. Мамонтова-пастель работы К. Коровина; фотографическая группа, изображающая С. И Мамонтова за роялем, окруженного друзьями-художниками, портреты - рисунки Репина и Б. Васнецова, сделанные ими одновременно друг с друга и носящие одну и ту-же дату-29 авг. 1882 г.; В. Поленов-рис. Васнецова, Неврев-рис. Б. Поленова и мн. др. Вся скульптура-С. И, Мамонтова, среди нее бюсты Шаляпина, Федотовой, архитектора Гартмана, строившего мастерскую, и других.
Седьмая комната

В витринах этой комнаты на правой и левой стене-предметы народного творчества, собранные Мамонтовыми в 80-х и 90-х годах; среди них-расписные и резные деревянные предметы крестьянского обихода: части телег, дуги, грабли, вальки донца, пряслицы, бураки, а также женские рукоделия-рубахи, полотенца, вышивки и пр. В углу - альбом рисунков набоек, отпечатанных с найденных старинных досок. У окна справа - доска с фасада избы (Пензенской губернии) С художественной скульптурной резьбой. Ларчики на столе XVII в, между окон-начала XIX в. и под окнами-XVIII в. Вся мебель, стоящая посередине (стол, кровать, стулья, табуреты и пр.)- работы столярной мастерской. Майолика из Абрамцевской гончарной мастерской.
ПАРК

Как и большинство русских усадеб, Абрамцево расположено очень живописно на высокой горе, на берегу извилистой и быстрой речки Бори; усадьба и парк испещрены, кроме того, многими прудами, в которых в былые времена старик Аксаков удил рыбу, вспоминая свое глубокое детство. На дворе все постройки поздние, от аксаковских времен ничего не осталось; фонтан перед домом сделан при Мамонтовых. Парк, как и усадьба, небольшой и скромный, английского типа, уступами спускается к реке; от прежних цветников ничего не осталось, дорожки заглохли, постепенно парк переходит в лес. Несколько построек, разбросанных здесь, своей архитектурой отражают развитие художественных вкусов мамонтовского кружка, постепенное проникновение их в дух народного искусства. В начале 70-х годов около самого дома построены мастерская архитектором Гартманом. и баня-Ропетом. И та и другая-деревянные, бревенчатые, повторяют чисто внешне формы народных русских построек и далеки еще от того проникновения в народное творчество и понимания его красоты, которые характеризовали Мамонтовых и их друзей. Оба автора этих построек были создателями поверхностного и условного "русского стиля", нагромождавшего чисто механически элементы народного творчества без глубокой внутренней связи. Такая нарочитость особенно видна в мастерской, обильно украшенной резьбой на мотивы русских кружев и полотенец. Дальше в парке стоит построенная позже (в конце 70-х годов) по проекту В. Васнецова избушка-беседка. Нависшей соломенной крышей, силуэтом совы на одном фасаде и летучей мыши-на другом, коньком, на крыше (к сожалению, последний отломан), вообще, всем обликом этой небольшой уютной постройки Васнецову удалось угадать народный дух и проникнуться им.

На соседней поляне, тесно окруженной еловым лесом, стоит церковь.
ЦЕРКОВЬ

В постройке церкви, как и во всех других начинаниях, принимал участие весь мамонтовский кружок, и она своим внешним видом и внутренним убранством больше, чем что-либо другое в Абрамцеве, отразила на себе его дух. Б поисках образцов обратились древне-русской архитектуре и археологии, и к интересным архитектурным мотивам, сохранившимся в современных деревенских постройках. Были сделаны 2 проекта, один-Поленовым по образцу церкви Спаса Нередицкого, Новгородской церкви конца XII века, и другой- В. Васнецовым в том же духе; оба проекта обсуждались всеми членами кружка и были приняты в основание будущей постройки.

Церковь повторяет простые формы древних Новгородско-Псковских церквей-куб с алтарным выступом, увенчанный одной главой, но благодаря своим небольшим размерам, она не дает того внушительного впечатления необычайной массивности, которой веет от Новгородских церквей. Кирпичные стены выбелены, наверху украшены по образцу Новгородских церквей двумя поясками из выступающих кирпичиков. Крыша четырехскатная, железная. Купол сделан по рисунку Поленова. Верхний край барабана под самым куполом имеет поясок из цветных изразцов квадратной формы. На западной стене над входом- небольшая звонница с двумя неравными по величине пролетами; под ней над дверью-на цинковом листе изображение "Нерукотворенного спаса" работы Поленова. Дверь деревянная, скобы, петли, замок, ключ к ней сделаны (проект Васнецова) по образцу дверей старинных народные построек, до сих пор еще уцелевших в северных губерниях. Вокруг двери каменная резьба по старинным образцам. Тип окон взят из старинных русских построек. Особенно богато украшено окно в южной-и арки и колонки его покрыты высеченным по камню орнаментом, по рисунку Васнецова. К северной стене церкви пристроена в 1891 г. часовня над могилой сына Мамонтовых по проекту В. Поленова и Б. Васнецова, повторяющая своими формами детали старинных построек. Своды внутри подражают новгородским и имеют голосники.

Внутреннее убранство церкви уже совсем не напоминает нам Новгорода и Пскова; оно лишено главного своего свойства старой церковной живописи- ее декоративности и соответствия архитектурным формам храма. Царские врата, решотка иконостаса, киоты на образах, а также подсвечники исполнены из дерева по рисункам Поленова на мотивы древне-новгородской церковной резьбы. "Благовещение" на царских вратах-работы Поленова, исполнено в духе его палестинских этюдов в Третьяковской галлерее. Направо-"Спас нерукотворный" работы Репина, налево-"Богоматерь" Б. Васнецова. На правом клиросе -"Сергий Радонежский" работы Васнецова-лучшая икона в церкви и "Давид" (на правой стене]-работы Е. Д. Поленовой. Голова "Иоанна Крестителя" (слева) -работы Антокольского. Иконы двунадесятых праздников-старинные, русские, большой художественной ценности не представляют; наиболее значительно из них рождество христово [сбоку слева). Налево-у окна-крест с датой на обороте-1427 г. Клиросы расписаны В. Васнецовым. Хоругви в форме древне-русского стяга по рисункам В. Поленова составлены из разноцветных кусочков шелка и вышиты Н. В. Якунчиковой и Е. Г. Мамонтовой. Паникадило, по старинному образцу времени Ивана Грозного, работы Арцыбушева. По цементному полу, по рисунку Б. Васнецова, выложен узор из камешков, изображающий огромный фантастический цветок. С левого клироса можно пройти в часовню над могилой Мамонтова. Вход устроен по образцу переходов в римских катакомбах, на могиле-кусок античной колонны, привезенный из Рима, над ней образ Христа-мозаика итальянской работы из Венеции; другая мозаика против входа- из Петербурга.
*

В полуверсте от церкви, по выходе из парка, лежит культурно-просветительный поселок, устроенный Мамонтовым в 70-х годах. Столярная мастерская существует и ныне и находится в ведении Москпрофобра. Каждое лето можно видеть выставку ее работ.
Печатается по изданию: Подмосковные музеи. Путеводители под редакцией И.Б. ЛАЗАРЕВСКОГО и Б. ЗГУРА. Выпуск третий.
Словарь специальных терминов

Аллегория - иносказание; изображение какого-либо предмета или события с целью вызвать в воображении представление о смысле другого предмета или события.

Ампир (ный) - стиль империи, время (конец XVIII и перв. четв. XIX в. в.), когда художники пользовались переработанными мотивами древне-греческого и римского искусства.

Амур - сын и спутник богини любви Венеры, (см.).

Английский парк - Так называются парки, разбитые возможно ближе к природе, не тронутой человеком.

Антаблемент - продольное перекрытие колонн, состоящее из трех частей: архитрава (нижней), фриза (средней) и карниза (верхи.).

Античный - древнегреческий или римский.

Баллюстрада - перила, состоящие из ряда столбиков на которых лежит поручень.

Барабан - круглая или восьмигранная возвышенная часть, поддерживающая непосредственно купол здания.

Барду, Карл - немецкий живописец-портретист, посетивший в начале XIX в. Россию и исполнивший здесь ряд преимущественно пастельных портретов.

Барокко (по итальянски означает "неправильный") - стиль, народившийся в Италии в XVI столетии, как реакция (противовес) строгой закономерности искусства высокого Возрождения (см.); он производит впечатление, глав. образом, борьбы противоположных и разнородных, выраженных в художественном произведении, сил. В XVII и . XVIII веках барокко перешел во все европейские страны.

Бельведер - вышка или башенка, с которой открывается красивый вид.

Боскет - внутреннее пространство, обсаженное по краям стриженными рядами деревьев.

Бруни, Ф. А. (1799-1875) - характерный представитель позднего академизма в русском живописном искусстве.

Будуар - комната, предшествующая спальне.

Бюст - погрудное скульптурное изображение.

Венера - античная богиня любви.

Венский фарфоровый завод, - основан в 1717 году, отличается высокой техникой и художественностью своей продукции.

Бигель, Ф. Ф. (1787-1856) - автор известных воспоминаний, в которых с большой характерностью отражен быт и люди своего времени.

Возрождение (Ренессанс) - стиль XIV - XVI в. в., возникший в Италии со стремлением подражать природе постигнуть законы анатомии и перспективы, основываясь отчасти иа памятниках античного (см) искусства. Эпоха эта делится на три периода - Раннего Возрождения до 1500 г., Высокого В. до 1560 г. г. и Позднего Б., переходящего затем в стиль Барокко (см.).

Галактионов, С.Ф. (1778-1854) - один из лучших русских граверов, исполнивший большое число отличных портретов, ландшафтов и книжных украшений; работал также и в области литографии.

Гамбс - известный мебельный мастер, работавший в Петербурге в середине XIX века.

Гампель,. Карл - глухонемой немецкий художник, гравер и литограф, работавший в России в первой трети XIX в.

Гарднер - один из старейших русских частных заводов фарфорового производства (основан в половине XVIII в. Гарднером); изделия этого завода отличаются большой художественностью и высоко ценимы.

Голосник - вмазанный в стену глиняный сосуд (горлом наружу) с той целью, чтобы в данном помещении звук раздавался яснее.

Грез Ж.-Б. (1725-1805) - знаменитый французский художник, прославившийся преимущественно изображением женских головок.

Грот - пещера, которую в садах делали искусственным образом, украшая диким камнем, раковинами и т. п.

Гуашь - водяные непрозрачные краски, в отличие от акварели, кроющие один тон другим.

Дагерротип - металлическая пластинка с портретным изображением, исполненная фотографическим путем, изобретенным Лагерром (1885). Способ Лагерра, отличавшийся малой чувствительностью пластинки и затрудненностью размножения, просуществовал около десяти лет и был вытеснен другими, более совершенными. Донателло(1586-1466) - замечательный итальянский скульптор, яркий представитель натурализма.

Дорический ордер - один из трех ордеров (см.), выработанных греческой архитектурой. Он отличается простотой и тяжеловатостью своих форм Капитель (см.) лишена украшений и только ствол колонны покрыт каннелюрами.

Иванов, А. А. (1806-1858) - один из крупнейших русских художников, автор известной картины "Явление мессии", над которой он работал около 20 лет.

Ионический ордер - один из трех ордеров (см.) выработанных греческой архитектурой; - значительно свободнее и наряднее дорического (см.); капитель (см.) имеет два завитка по сторонам. Колонна выше дорической; число каннелюр больше.

Жакоб - французский мебельщик XVIII в. Наибольшую известность получил, введя в мебель, преимущественно красного дерева, украшения золоченой меди в виде полосок, розеток и т. д.

Жирандоль - настольный подсвечник.

Капитель - верхняя часть, завершение колонны.

Катакомбы - подземные пещеры, назначавшиеся для погребений; во времена гонений на первых христиан они служили местами их собраний.

Кашпо - фарфоровые вазы, в которые ставились цветы в глиняных горшках.

Колоннада - последование колонн в один или несколько рядов, связанных между собой.

Консоль - выходящая из стены подпорка, поддерживающая выступающую часть постройки, напр. балкон Так же называются деревянные резные подставки, висящие на стене, и столики, суживающиеся книзу; такие столики ставились перед зеркалами и окнами

Коринфский ордер - наиболее нарядный из др. греческих ордеров (см.). Особенно пышно тут украшается капитель (см.) колонн, имеющая сходство с корзинкой цветов.

Кронштейн - опора, поддерживающая выступающую часть постройки, часто украшающаяся орнаментом.

Левкас - особая масса с большой частью гипса.

Людовика XVI стиль - второй половины XVIII в., сменивший рококо (см) и начинающий собой классицизм.

Макаров, И. К. (1822-1907) - художник-портретист, исполнивший множество портретов.

Маркетри - украшение мебели мозаикой из разноцветных сортов дерева и слоновой кости.

Масоны - члены общества, стремившегося облагородить людей и объединить их на началах любви и равенства. Масонство возникло во Франции в XVIII в. и распространилось по другим странам. В России оно преследовалось правительством.

Махаев, М. И. (1716-1770) - гравер и рисовальщик перспективных планов, большинство которых было гравировано разными русскими граверами.

Мейссен - саксонское фарфоровое производство, называвшееся по месту первого нахождения фабрики. Одно из наиболее высоко стоявших в Европе в XVIII и начале XIX ст.

Memento mогi - напоминание о смерти.

Моллинари, Ал. (1772-1851) - итальянский художник портретист, живший в России.

Монохромный - одноцветный.

Натюрморт - мертвая природа; так называется изображение в живописи предметов, цветов, плодов, битой дичи и т. п. Этот род живописи особенно процветал в Голландии в XVII в.

Ниша - углубление в стене, большей частью полукруглой формы.

Новиков, Н. И. (1744-1818) - видный деятель своего времени, стоявший во главе русских масонов (см.). Издал много книг и журналов, организовал превосходную типографию и поднял издательское дело в России. Екатериной II был заключен в Шлиссельбургскую крепость.

Обелиск - четырехгранный, кверху суживающийся столб с заостренной, в виде пирамиды верхушкой.

Ордер (порядок) - известная система художественной обработки колонны и антаблемента (см.). Греки выработали три ордера, отличающиеся один от другого пропорциями и г. о. капителью (см.): дорический (см.) ионический (см.) и коринфский (см.). Римляне прибавили к этим еще два ордера - сложный, представляющий соединение коринфского с ионическим и тосканский (см.), схожий, отчасти, с дорическим. Вся Европейская архитектура позднейшего времени пользовалась ордерами, выработанными античным (см.) миром.

Орнамент - живописное или скульптурное украшение, формы которого берутся из растительного и животного царства или геометрических линий.

Палладио, Андреа (1508-1580) - знаменитый итальянский архитектор, последний представитель эпохи Возрождения, имевший большое влияние на последующих архитекторов, главным образом, в XVIII веке.

Панно - часть стены, обрамленная рельефным бордюром, нередко заполненная живописью, или барельефом.

Пастель - особой мягкости цветные карандаши.

Перуджино (Пьетро Баннучи) (1446-1524) - один из крупнейших итальянских художников, учитель Рафаэля (см.).

Пилястра - вертикальный четырехугольный выступ в стене, имеющий те же членения, что и колонна.

Плафон - плоской или иной формы потолок, украшенный живописью или декоративной лепкой.

Погодин, М. П. (1800-1875) - историк, составивший замечательное собрание древних рукописей, старопечатных книг и автографов, которое находится теперь в Государственной Публичной Библиотеке в Ленинграде.

Полиптих - многостворчатый складень.

Попова - фарфоровый завод в Московской губернии (1806-1850) Один из первых по времени возникновения и по качеству изделий русских заводов фарфорового производства.

Портик - колонны, расположенные выступом у входа или вдоль стены в один или несколько рядов.

Пределла - продолговатая невысокая надставка под краем престола в средневековых церквах во всю его длину, служившая подножием места, на котором возвышался образ. Она покрывалась живописью или резьбой.

Рафаэль, Санцио (1485-1520) - один из величайших художников эпохи итальянского Возрождения (см.), писал, главным образом, на религиозные темы.

Реликвии - предметы, оставшиеся от дорогой или уважаемой личности.

Роббиа, Лукаделла (1399-1482) - итальянский скульптор, родоначальник школы скульпторов, занимавшихся производством рельефов из обожженной глины и покрытой особой глазурью.

Рококо - стиль, последняя фаза барокко (см.), отличающаяся прихотливостью форм; получил свое начало во Франции во время Людовика XV (1710-1770). В России он широко применялся во второй половине XVIII века.

Рокотов, Ф. С. (1731-1810) - один из крупнейших русских портретистов.

Росси Карл (1775-1845), - выдающийся архитектор. Его главные постройки находятся в Ленинграде: Русский музей, Александрийский театр, Елагин дворец и др.

Руины - развалины.

Соколов, П. Ф. (1791-1847) - один из выдающихся русских художников-портретистов, работавший акварелью и доведший это искусство до высокого совершенства.

Старов, И. Е. (1745-1808) - выдающийся архитектор. Из его крупнейших работ надо отметить Таврический дворец в Ленинграде, колонный зал которого считается замечательным сооружением 90 не только России, но и Европы, дворец Бобринских в Богородицке Тульской губ., собор Александро-Невской лавры и др.

Сфинкс - фигура фантастического животного с головой женщины и телом льва.

Таган - украшения б. ч. бронзовые, которые ставились около каминов.

Теньер (Тенирс) Давид (1610-1690), - выдающийся фламандский художник; он изображал почти исключительно быт крестьян.

Терраса - площадка выше общего уровня земли, поднятая строительным способом или земляной насыпью.

Теребенев, И. И. (1780-1815) - скульптор и гравер, известен, главных образом, своими сатирическими листами на Наполеона 1 в связи с походом 1812 года.

Толстой, Ф. П. (1785-1875), - скульптор-медальер и замечательный рисовальщик, художественный деятель первой половины XIX в.

Тосканский ордер - введен римлянами и по своим формам напоминает дорический ордер (см.).

Тропинин, Б. А. (1776-1817), - один из выдающихся художников-портретистов своего времени, происходивший из крепостных.

Троя - главный город Троады, местности, в древности занимавшей сев.-зап. угол Малой Азии. Трагическая судьба Трои послужила темой многих литературных и художественных произведений. IVpua - особой формы сосуд, распространенный декоративный мотив в XVIII и первой половине XIX в.в.

Фриз - средняя часть антаблемента [см.], украшенная большей частью орнаментом (см.).

Фреска - живописное изображение, исполненное водяными красками по свежей штукатурке. Такая штукатурка впитывает в себя краски и, высыхая, соединяется с ними в одно целое.

Чесский, И. Б. (1777-1848) - один из лучших русских граверов, доведший технику своей гравюры до мастерства.

Экран - декоративное мебельное украшение в виде щита на ножках, которым большей частью заставлялись камины.

Эрмитаж - уединенное строение, почти непременная принадлежность каждого французского парка.

Эскиз - первоначальный набросок.

© Общество изучения русской усадьбы 2010-2024