Уважаемые коллега!
Очень сожалею, что состояние здоровья препятствует возможности стать тоже участником Вашей конференции и снова увидеть гостеприимную Ясную Поляну.
Конференция собирается в период, когда ощущаем и несомненную демократизацию нашей общественной жизни, и заметное усиление роли провинции в развитии нашей культуры, и возвращение интереса и уважения к достойным историографическим традициям России, замечательным выражением которых была деятельность краеведов первых послереволюционных лет - "золотого десятилетия» отечественного краеведения.
Это легко обнаруживается и в работе по двум научным программам общероссийского масштаба - изучения русской усадьбы (в осуществлении ее особенно велика роль возрожденного под руководством Л.В. Ивановой Общества изучения русской усадьбы и Института российской истории Российской Академии наук) и изучения культуры российской провинции XVIII - XX вв. (последняя Всероссийская конференция по этой проблематике состоялась в июне 1995 г. в Пензе, и материалы ее в печати).
Рад тому, что конференцию удалось организовать в Государственном мемориальном и природном заповеднике музее-усадьбе «Ясная Поляна». Это - приобщение не только к атмосфере жизни и творчества великого мирового гения и к следам деятельности Льва Николаевича Толстого, но и к лучшим, сохранившимся несмотря ни на что, традициям отечественных музейного дела и культурологии в широком смысле этого понятия. И очень хорошо и полезно для приезжих, что в программе столько места уделено докладам и сообщениям, касающимся в той или иной мере музейной работы в Ясной Поляне.
Намеревался на конференции рассмотреть вопросы о круге источников изучения усадебной культуры XVIII - XX вв., вариантах их возможных классификации и систематизации, местонахождении их (в фондах музеев усадеб и на территории бывших усадеб, в личных фондах - владельцев усадеб, ученых, в фондах музеев, архивов и других хранилищ, научных учреждений, общественных объединений, правительственных органов), о типах источников (словесных, изобразительных, вещественных, поведенческих) и степени информативности их для изучения данной темы, об особом значении в этом плане художественной литературы (для познания усадебной культуры и в ее общей типологии и в конкретике, и - главное - во взаимосвязи с общественно-политической жизнью и развитием культуры), об источниках исследования природного наследия.
Предполагал также поставить вопрос о том: какую роль сыграло усадь-боведение и все, что связано с изучением усадебной культуры, для развития исторических, искусствоведческих, литературоведческих, ботанических знаний, источниковедения и специальных историко-филологических дисциплин, каково значение в этом плане деятельности музеев-усадеб.
Полагал также возможным наметить тематику и пути реализации работы по созданию банков данных по этой проблематике, основываясь на источниках и опубликованных, и еще не выявленных пока в хранилищах-архивах, музеях, библиотеках, в частности, и об утраченных источниках по истории усадебной культуры и ее историографии. Вероятно, полезно было бы приступить к работе по составлению «Словаря усадьбоведов», со сведениями и об их архивных фондах. И использовать при этом все более обогащающийся опыт словарной и библиографической работы «Общества возрождения русской усадьбы» и работы Археографической комиссии по составлению Каталога личных фондов отечественных историков.
Особенно приятно, что конференция организована при таком действенном участии кафедры музейного дела Российского государственного гуманитарного университета и ее заведующего В.Ф. Козлова ,и в работе участвуют профессора, аспиранты и даже студенты РГГУ. Без вовлечения в нашу работу нынешних студентов у нее нет будущего.
Только совместными усилиями специалистов разных поколений, разных отраслей знания, разных ведомств, разных регионов России сумеем добиться быстроощутимых результатов в нашей работе. Добрые пожелания вам всем.
Председатель
Археографической комиссии
Российской Академии наук и
Союза краеведов России
академик Российской
Академии образования
Москва, 11 мая 1996г.
С. Шмидт